От бесконечности во мне — к бесконечности в тебе
Интегральная психопластика
квантовый процессинг

Шкала дифференциации Я

 
 
 

Мюррей Боуэн ввёл понятие «дифференцированность». Степень дифференцированности человека будет определяться тем, в какой мере он в состоянии различать свои чувства и мысли.

 

Чем меньше уровень дифференциации Я у человека, тем менее он способен делать такие различения (Bowen 1976). Как правило, хорошо дифференцированный человек может провести различие: «это я думаю», а «это я чувствую». Однако, в состоянии, когда повышается тревога (это может быть, например, в ситуации кризиса), эмоциональная и интеллектуальная системы «сливаются», утрачивая способность к автономному функционированию. … Боуэн полагал, что всех людей в соответствии со степенью диффиренцированности между эмоциональным и интеллектуальным функционированием можно расположить на одном континууме.

Люди на одном конце континуума не видят различий между эмоциями и интеллектом. Эмоции и интеллект у них настолько сплавлены, что жизнь этих людей подчинена эмоциональной системе. При этом какой бы ни был у них интеллект, он подчиняется эмоциям. Они могут быть прекрасными математиками, но в межчеловеческих отношениях, в личной жизни их поведение полностью контролируется эмоциями. Эти люди менее гибки и адаптивны, более эмоционально зависимы от всех и от всего, легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются.

Хотя Боуэн отмечал, что сепарация между эмоциями и интеллектом может быть только относительной, однако люди на другом конце континуума более гибки и способны к адаптации, более эмоционально независимы, в высокой степени свободны от свойственных человеку проблем любого рода. Во время стресса функционирование интеллектуальной сферы у них может быть относительно автономным. Стиль жизни, мышление, эмоциональные паттерны людей, находящихся на разных уровнях шкалы столь различны, что супруги и близкие друзья обычно выбираются со сходным уровнем дифференциации.

Шкала поделена на четыре области. Рассмотрим их подробнее.

  1. От 0 до 25 уровень слияния и слабой дифференциации. В этом диапазоне эмоции полностью доминируют над мыслительными процессами. Чувства от фактов эти люди, как правило, не отличают. Сознательные установки присутствуют преимущественно в виде массовых стереотипов окружающего социума, индивидуальной психической жизни у человека практически нет. При стрессе, который может вызываться даже небольшими изменениями окружающей среды, такой человек полностью попадает под власть эмоций. Такие люди полностью ориентированы на отношения, а вся их энергия уходит на поиски любви, одобрения, поддержание отношений в гармонии. Понятно, что в такой ситуации на жизненные цели энергии нет. Если такие люди не находят одобрения, то уходят в себя или борются с системой отношений, в которой их не полюбили. Жизненно важные решения, как правило, принимаются на основе текущего чувства. Часто такие люди зависимы от родителей, а затем ищут такую же систему отношений, в которой смогут почерпнуть достаточно сил, чтобы функционировать. Проблемы у них носят хронический характер. Показательно, что и в психотерапии им сложно поставить конкретные отдаленные цели, кроме как «хочу быть счастливым» и.т.д. Если в результате терапии они ощущают незначительный комфорт, то, как правило, бывают удовлетворены.
  2. У людей со степенью дифференцированности от 25 до 50 (умеренная дифференциация Я) эмоции также играют главенствующую роль, но они более адаптивны. В этом диапазоне поведение определяется поиском одобрения. Самооценка, как правило, зависит от других. На этом уровне чувства выражаются более открыто, чем на первом уровне. Интеллект в приложении к вещам, не касающимся человека, его личности, отношений и.т.д может быть хорошо развит, однако, в приложении к личным вопросам он недостаточно развит, и часто в личной жизни царит хаос.

    На этом уровне может наблюдаться крайний вариант открытых чувств. Эти люди хотят эмоциональной близости и прямой коммуникации при обмене чувствами. Они открыто эмоционально зависимы от других, очень чувствительны к настроению партнёра и часто действуют импульсивно. Как правило, их жизнь представляет собой циклы чередующихся сближений и отдалений. Всю жизнь ищут они идеальных близких отношений. Находят — слияние — реагируют дистанцированием и отчуждением, что затем стимулирует следующий цикл сближения или поиск новых систем отношений.

  3. В диапазоне 50-75 ( хороший уровень дифференциации Я) люди попадают под власть эмоций только в результате сильного стресса. Чувство «Я» у них достаточно развито, а интеллектуальные функции достаточно сформированы, чтобы в большинстве случаев сохранять способность разделять эмоции и мыслительные процессы. Такие люди более свободны, ибо не являются пленниками эмоционального – чувственного мира. Их эмоциональная жизнь удовлетворяет их гораздо больше, ибо они могут жить полноценной жизнью и разделять свои эмоции с другими. Они могут расслабиться и отдать контроль эмоциональной системе в отдельные периоды жизни, но если возникнут проблемы, контроль вновь передается интеллекту, тревога снижается и кризиса удается избежать. Такие люди менее ориентированы на отношения, меньше зависят от того, что думают другие, способны твердо стоять на своих собственных убеждениях, не испытывая потребности нападать на других или отстаивать свои убеждения во что бы то ни стало. Самооценка, как правило, адекватная.

    Эти люди бывают более удовлетворены и своей семейной жизнью. Супругам нравится эмоциональная близость, но они не теряют собственных Я. Жена лучше реализуется как женщина, а муж как мужчина, при этом нет необходимости спорить о преимуществах и недостатках биологического пола и социальных ролей. Такие родители позволяют детям вырасти и построить собственные Я, не пытаются слепить их по своему образу и подобию. Каждый из супругов и детей сам отвечает за себя — не обвиняют друг друга за свои поражения и не приписывают другим своих побед.

  4. Более 75 – гипотетический уровень. Боуэн считает, что уровень дифференциации более 75 встречается у людей довольно редко. Те редкие индивиды, которые дифференцированы более, чем на 75, легко разграничивают процесс мышления и эмоции.

    Определить в обычной ситуации, каким уровнем дифференциации обладает тот или иной человек – невозможно. Чтобы мыслительные процессы попали под власть эмоций, необходима стрессовая ситуация. Только тогда, по реакции человека, по его поведению в стрессовой ситуации можно понять, насколько его эмоции влияют на его способность принимать взвешенное решение, а сам он может отимальным образом функционировать.

    Иногда за кажущееся различие в дифференциации между эмоциями и интелектом принимают различие в стилях совладания с эмоциямим. Например, человек может выглядеть замкнутым, не допускающим проявление чувств, более того, проявление чувств, по его мнению, является выражением слабости и недостойным поведением. Даже в речи такие люди часто аппелируют к туманным авторитетам: «согласно правилам», «научно доказано», «испокон веков известно», выдергивают нужную информацию из контекста. Скорее всего, это свидетельствует о том, что человек чувствует себя беспомощным, когда речь идёт об эмоциях. Он боится, что если допустит проявление чувств, они могут «затопить» его, и он уже не совладает со своим состоянием. Другой крайний вариант — открытый выплеск любых чувств. Человек, опять же, не может справиться со своими эмоциями, и скорее они управляют им, нежели он владеет ими. Такие люди открыто эмоционально зависимы от другого, очень чувствительны, воспринимают настроение, проявления и позицию другого, не отличая её от своей собственной. Боуэн пишет: «недифференцированный человек, находящийся в ловушке своего эмоционального мира, может продуцировать противоречивые, интеллектуально звучащие объяснения своему состоянию, в то время как более дифференцированный человек может, если хочет, разделить с другими всю полноту эмоциональной близости, не боясь оказаться слитым с ними. Его интеллектуальные процессы совершенно отличны от бессвязных интеллектуализированных вербализаций эмоционально недифференцированной личности».

    Однако встречаются люди с высоким уровнем слияния, которые при этом умудряются поддерживать сбалансированные отношения, не испытывают острых стрессов, не проявляют симптомов, выглядят нормальными. Но они плохо адаптируются к жизни, и, если у них появляются дисфункции, это состояние может стать хроническим или постоянным. Хорошо дифференцированные люди также могут иметь дисфункции, но они быстро восстанавливаются.

Способность разделения интеллектуального и эмоционального функционирования относительна. Стоит тревоге достигнуть определенного уровня, и автоматические реакции эмоциональной системы начинают происходить независимо от когнитивной активности. Даже высоко дифференцированная личность при достаточно высоком уровне тревоги испытывает трудности в мыслительном управлении поведением. С другой стороны, личность с низким базисным уровнем дифференциации может утратить когнитивное функционирование даже при небольшой тревоге. Нужно отметить, что чем выше тревога, тем в большей мере поведение становится автоматическим, или инстинктивным.

Оставить комментарий

Your email address will not be published.