Работа с фиксированными убеждениями
Психологическое консультирование и личностное развитие
ФИКСИРОВАННАЯ ИДЕЯ – это застывшее представление (решение, мнение, суждение, мысль, идея, принцип, верование, оценка, постулат, стремление, потребность, отношение к чему-либо и т.п.), которое было вынесено (принято) в конкретной ситуации (в конкретное время, в конкретном месте, в конкретных обстоятельствах, по конкретному поводу), но было оторвано от этой ситуации и используется повсюду без какой-либо проверки. Это мысль, которая взята как вечная, абсолютная истина, которая никогда не пересматривается, и, как правило, не осознается. Это нелогичность, на которой основано логическое построение.
Фиксированные идеи — это особая область прояснения. Идеи не материальны. Это мысль. Это не ощущения, не события, не люди и не вещи. Мысли невидимы и неощутимы. В них нет ничего осязаемого, что мы могли бы взять и рассмотреть. Поэтому они часто трудноуловимы. Во всех последствиях фиксированной идеи: ощущениях, реакциях, переживаниях, и тому подобное, может быть что-то материальное. Но сама идея оказывается совершенно неосязаемой.
Могущество фиксированной идеи именно в том и состоит, что это нечто неосязаемое, незримо влияющее на все сферы жизни человека.
Условно, фиксированные идеи можно представить следующими типами:
- Фиксированные предположения — сведения, истинность которых для человека безусловна. Он не задумывается об этом, и никогда это не проверяет и не подвергает сомнению. Скрытые предположения. Верования.
- Фиксированные необходимости — что-то, что должно быть определенным образом или не может быть определенным образом. Ожидаются не уточненные плохие последствия, если не будут соблюдаться определенные правила – ритуалы. Основная причина фобий.
- Фиксированные шаблоны поведения — шаблоны ролей, действий и отношений, которые человек автоматически сохраняет. Автоматизм в действиях.
- Фиксированные убеждения — основные правила и суждения о мире (всеопределяющие суждения) и о себе (самоопределяющие суждения), по которым человек живет, но не осознает, что он их использует. Сюда относятся так называемые жизненные принципы.
- Неоформленные концепции. Системы убеждений, основанные на обобщениях (всегда, никогда, все, никто и т.п.), неопределенностях (когда-нибудь, потом, не сейчас и т.п.) и неконкретных представлениях, типа: блестящее будущее, «все будет хорошо» и т.п.
- Служебный расчет — навязчивая потребность делать себя правым, а других неправыми. Фиксированный механизм обеспечения собственной правоты, основанный на всеопределяющих и самоопределяющих идеях, обслуживающий целевые конструкции.
- Целевые конструкции на основе триады «быть–делать–иметь». Например, быть – «добропорядочным», делать – «помогать другим», иметь – «признание».
- Все системы перекрестных соглашений (в том числе и этические кодексы).
- Жизненная парадигма – совокупность всего выше перечисленного, облаченная в жесткую фиксированную форму.
- Все, без исключений, злонамерения являются фиксированными идеями.
Все выше перечисленное — это взаимопересекающиеся категории.
Обработка фиксированной идеи осуществляется в три этапа:
1) Поиск и обнаружение фиксированной идеи[1].
2) Отделение идеи. Человеку нужно немного отделить от себя то, что обнаружилось, что бы получить внешнюю точку наблюдения.
3) Высвобождение идеи. Мы исследуем, подвергаем сомнению и расширяем идею, пока она не перестанет быть фиксированной.
Фиксированные идеи проявляются сами, по ходу процессинга. Поэтому вам потребуется навык по их определению (узнаванию). Для наработки этого навыка лучше всего воспользоваться помощью профессионала.
ПРИМЕР СЕССИИ
(использованы методики «Объединение противоположностей» + «Работа с фиксированными идеями» + «Процессинг травм» — работа с травмой через перепроживание)
ПРОЦЕСС «Я НЕРВНИЧАЮ…»
Т: Расскажите мне о своей проблеме.
К: Я нервничаю постоянно – и на работе, и дома, с детьми и мужем, когда они нарушают порядок в доме.
Т: Есть ли у Вас часть, которая нервничает?
К: Да, большую часть времени именно она и нервничает.
Т: Есть ли у Вас часть, которая не нервничает?
К: Нет практически. Она о-о-очень маленькая, я ее с трудом нащупываю. Но она мне и не нужна – я хочу избавиться от нервной части.
Т: Чем занимается нервная часть?
К: Беспокоится.
Т: О чем?
К: Обо всем. Чтобы все было выполнено в срок и без ошибок – это на работе. Все все лежало на своих местах, дети чтобы в порядке были, накормить всех, все успеть, чтобы учились дети хорошо, чтобы деньги в доме были, о здоровье и т.д.
Т: Чем занимается та часть, которая не нервничает?
К: Да ничем, у нее и силы нет на то, чтобы что-то делать.
Т: Какие хорошие качества есть у нервной части?
К: Она энергичная в отличие от второй части, сильная, она делает и доводит дела до конца.
Т: Чего ей не хватает?
К: Спокойствия.
Т: Какие хорошие качества есть у той части, которая не нервничает?
К: Она расслаблена и спокойна.
Т: Чего ей не хватает?
К: Силы и желания решать проблемы.
Т: Эти две части есть здесь одновременно, или по очереди друг с другом?
К: По очереди, нервная часть забивает вторую, мне трудно ее чувствовать.
Т: Расположите эти части на ладонях – одна на левую ладонь, другая на правую – как у Вас они располагаются сейчас?
К: Правая ладонь (нервная часть) перевешивает сильно.
Т: Если бы нервная часть могла бы говорить с расслабленной частью , что бы она сказала?
К: Она бы сказала: просыпайся и помогай мне в делах! Помоги мне быть более спокойной и раскованной.
Т: Если бы спокойная часть могла бы говорить с нервной частью, что бы она сказала?
К: Расслабься и отдохни.
Т: Как нервная часть относится к спокойной?
К: Она считает, что ее надо воспитывать, чтобы та не ленилась и т.д.
Т: Как спокойная относится к нервной?
К: Старается стать маленькой для нее и невидимой, чтобы не приставала и не заставляла. Избегает ее.
Т: Какая игра может начаться между нервной и раскованной частями?
К: Как между родителем и ребенком, учителем и нерадивым учеником.
Т: Чему может нервная часть научиться у раскованной части? Какие полезные качества может взять себе для своей пользы?
К: Она не хочет учиться у нее избегать.
Т: Частям не нужно ни от чего отказываться. Они просто могут научиться чему-то еще и стать более способными делать то, что они делают, так как некоторые качества другой части могут быть полезными.
К: Ну спокойствие не помешало бы. И еще легкость отношения ко всему. Она же не парится… Вот этой легкости.
Т: Чему может раскованная часть научиться у нервной части? Какие полезные качества может взять себе для своей пользы?
К: Энергичности, ответственности.
Т: Включите руки, пусть они спонтанно общаются друг с другом, знакомятся. Вы можете себе представить, как они обмениваются информацией и энергией?
К: Ну да, что-то происходит.
Т: Соедините ладони, когда руки захотят сблизиться.
К: Не хотят, что-то не дает им соединиться.
Т: Что их разделяет?
К: Нервная часть не хочет объединяться с раскованной, слабой, потому что это неправильно, это не поможет ей быть хорошей матерью, женой и работником, а даже помешает.
Т: Каким образом помешает?
К: Если я расслаблюсь, то не смогу выполнять все дела и следить, чтобы все было в порядке.
Т: То есть расслабление равняется потере способностей?
К: Да.
Т: Каких?
К: Способности контролировать себя, близких и нашу жизнь.
Т: И если вы не будете контролировать, то что самое страшное может произойти?
К: Все разрушится, будет полный бардак и голодная смерть моей семьи.
Т: То есть, есть идея, что «все надо контролировать»?
К: Ну да.
Т: Насколько сильно вы верите в эту идею?
К: А что, можно по-другому? Если я расслаблюсь, то вообще ничего не будет.
Т: ПЛЯП (Правильно Ли Я Понимаю), что расслабление равняется потере всего?
К: Да, я в этом убеждена на все 100%
Т: Чего эта идея «все надо контролировать» помогла вам достичь?
К: Порядка в жизни. Я могу быть уверенной в том, что все в порядке и на работе и дома, что мне будет чем накормить детей, что я хорошая мать, жена и работник. Уверенной, что у меня будет работа. Уверенной.
Т: Чего эта идея «все надо контролировать» никогда не позволит вам достичь?
К: Радости, расслабленности, доверия, вдохновения. Я действительно никому не могу доверять, потому что они делают так, как они хотят и понимают, а не так, как мне кажется правильным. Да я прямо тиран какой-то, что ли?
Т: Что эта идея «все надо контролировать» помогла вам предотвратить (избежать)?
К: Ошибок, провалов, собственных страхов ошибки и провала, потери энергии из-за бессилия, разочарований, отчаяния, неожиданностей и неопределенности…
Т: Во что она вас ввергла?
К: В напряжение, беспокойство, недоверие, что все надо проверять и перепроверять, в бессонные ночи и постоянное прокручивание в голове прошедших и будущих событий, к потере радости. Я не наслаждаюсь жизнью, я живу в голове, потому что в сердце – беспокойство и тревога о том, как бы чего не вышло.
И далее – по схеме работы с фиксированной идеей (см. выше)
Т: В вашей жизни произошло что-то, после чего вы стали беспокоиться?
К: Я не помню особенно, не знаю…После смерти мамы, наверное…
Т: Можете вспомнить время, когда этого беспокойства не было?
К: Да, детство, юность, пока мама была жива.
Т: У вас есть ассоциативная связь между присутствием вашей мамы и спокойствием?
К: Да.
Т: У вас есть ассоциация: отсутствие матери=беспокойство?
К: Да.
Т: Если бы вы знали, когда эти ассоциации возникли, то что вы чувствовали в тот момент? Пройдите в момент возникновения этой записи, даже если не знаете, что тогда произошло. Что чувствуете?
К: Раздражение – я однажды (мне лет 6 было) решила помочь маме и принести ей чашку чая, но не удержала, она горячая была и уронила, ошпарила руку. Она меня ругала, что я ничего без нее не могу нормально сделать, что лучше ничего не делать без нее.
Т: Что хочет делать тело, когда больно и она ругает?
К: Хочется исчезнуть, не быть, спрятаться. Тело сжимается.
Т: Давайте поблагодарим свое тело за то, что оно помогает вам как умеет. Оно сжимается, чтобы вы чувствовали себя хоть в какой-то безопасности.
К: Я благодарю мое тело за помощь.
Т: Давайте пройдем на 2 минуты до этой ситуации – что чувствуете?
К: Хорошее состояние, есть энергия и уверенность.
Т: Входите в ситуацию и проходите ее до настоящего момента, смотрите как кино со стороны – что чувствуете?
К: Растерянность и замешательство.
Т: Теперь проходим изнутри – что чувствуете?
К: Гораздо спокойнее, но что-то не уходит.
Т: Теперь проходим с точки зрения мамы.
К: Вот теперь совсем спокойно, все как-то исчезает, меняется.
Т: Давайте признаем, что сжимание и выживание – это разные вещи. Вы могли выжить в той ситуации и без сжимания, по-другому.
К: Да, я могла просто быть спокойной и успокоить маму.
Т: Как сейчас вы видите, какие решения были приняты в тот момент?
К: Что без мамы ничего не получится? А, так это и может быть причина моего беспокойства!
Т: Как сейчас видится ситуация?
К: Думаю, что я сейчас могу принять ту свою беззаботную часть, которая была уверена в себе, то состояние, которое было у меня шестилетней… Эта часть совсем даже не слабая, просто я ее задвинула куда подальше тогда.
Т: Объедините части через руки.
К: Да, теперь они объединяются, и я чувствую энергию.Теперь я могу чувствовать одновременно силу и раскованность, энергию и спокойствие.
Т: И как теперь насчет идеи «все контролировать»?
К: Нет необходимости быть напряженной до такой степени, все будет нормально. Зачем мне напряжением притягивать какие-то напряженные ситуации? У меня как-то прояснилось. Спасибо.
ВЫВОД:
Иногда вы проходите шаги объединения, подготавливаетесь к слиянию частей, но что-то удерживает их раздельно. Если не очевидно, что это, я спрашиваю: “Что их разделяет?”. Чаще всего это либо фиксированная идея, либо нежелательное ощущение. Фиксированной идеей может быть какое-то умозаключение, которое подразумевает, что было бы неправильно объединять части или улучшать их взаимоотношения. Это может быть необычное упорство в том, что такое поведение “плохое”, и неспособность рассмотреть это поведение. Проведите диалог, чтобы получить фиксированную идею, она обычно довольно легко доступна. Проясните ее с помощью техник расфиксирования.
[1] Для поиска фиксированных идей используются специальные методики, которые во всей полноте представлены в книге Странника «Обработка фиксированных состояний».
СХЕМА РАБОТЫ С ФИКСИРОВАННОЙ ИДЕЕЙ (вариант)
— Что эта идея помогла вам получить?
— Что она помогла предотвратить (избежать)?
— Что она позволяет вам делать?
— Что она не позволяет вам делать?
— Что идея позволяет вам иметь?
— Что она не позволяет вам иметь?
— Кем эта идея позволяет вам быть?
— Кем она не позволяет вам быть?
— Что правильно в вашей идее?
— Какие преимущества в вашей идее, какие у нее достоинства?
— Может быть, эта идея улучшает вашу жизнь?
— Каким образом?
— Может быть, эта идея обеспечивает вашу правоту?
— Каким образом?
— Как можно использовать эту идею против других?
— Эту идею использовали против вас?
— Ставит ли эта идея других в невыгодное положение?
— Может, она позволяет вам эксплуатировать, использовать других?
— Как с помощью этой идеи можно использовать ресурсы других людей?
— Может быть, эта идея позволяет вам доминировать над другими?
— Может быть, она позволяет вам избегать доминирования над вами других?
— К чему эта идея вас привела?
— Из чего она вас вывела?
— Решением чего была эта идея?
— Что эта идея решила?
— Может быть, эта идея является безопасным решением?
— Может быть, эта идея как-то обслуживает ваши амбиции?
— Зачем вам эта идея?
Пройти процесс или получить консультацию у Натальи Усачевой — запись по тел. +7(903)7003040; скайп Natus-55