Интегральная психопластика
квантовый процессинг

Феномен сознания, ч. 1 (основы квантовой психологии)

 
 
 

Эмпирически сознание для человека выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных, эмоциональных, умственных образов, интуитивных прозрений, других переживаний, непосредственно предстающих перед субъектом или проникающих в него. Для современного анализа сознания очень важна еще к Эммануилу Канту восходящая идея о наличии устойчивых, инвариантных структур сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток сенсорной, поступающей от органов чувств информации и организующих ее определенным образом.

По тем современным представлениям, которые позволяют себе выход за пределы царившей последние два столетия материалистической концепции (юнговский психоанализ, работа со сновидениями, трансовая терапия Эриксона, трансцендентальная психология целиком основаны на этом, как, впрочем, и вся древнейшая философская система йоги, тантры, дзен-буддизма, дао и т.д.) — сознание не строго сконцентрировано в человеческом мозге, а обладает способностью существовать автономно от него (например, исследование доктора Моуди «Жизнь после смерти», «Жизнь после жизни», где описаны случаи экстериоризации сознания в случаях так называемой «клинической смерти»), проникая в другие слои реальности, либо создавая их, способно участвовать в энергетическом взаимообмене информацией на различных уровнях (телепатия, телекинез, ясновидение, яснослышание, чувствознание, мистические переживания и т.д.). Причем партнером могут выступать планы не только сознательной деятельности человека, но также и те, что лежат выше порога восприятия обычного сознания (т.е. того ограниченного интервала вибраций, который принят как физическая реальность), и те, что лежат ниже этого порога (бессознательная и коллективная бессознательная деятельность). Возможно получение информации извне, ее кодирование и хранение по принципу голографии (Вернон Вульф, новейшие исследования в области физики — так называемая «фрактальная физика»), логическое оперирование ею, генерирование, преобразование ее и выдача вовне. Сознание оказывается не только индивидуальным, изолированным, но и трансперсональным, т.е. всеобщим, как будто есть некое единое поле сознания, на фоне которого каждый поет свою мелодию, и все мелодии сливаются в общей симфонии, или все части рисунка — в едином узоре. Возможно также говорить о существовании планетарного и даже космического сознания.

Суфийский мистик-философ Хазрат Инаят Хан, приезжавший в начале нынешнего столетия к нам в Россию с «суфийским посланием» и сам обладавший видением пророка, говорит о способности сознания видеть (отождествляться) независимо от физического расстояния: «Способно ли сознание видеть без глаз или ему нужны для этого глаза — вопрос, волнующий всех метафизиков. Некоторые люди способны видеть то, что происходит на расстоянии многих сотен миль или случится через много лет. В Хайдарабаде жил дервиш, привыкший курить очень крепкий гашиш. Выпуская дым изо рта, он вглядывался в него и отвечал на любой вопрос, который ему задавали. Если кто-либо спрашивал: “Где сейчас мой дядя?” — он мог ответить: “Твой дядя? В Калькутте, возле рынка, во втором доме слева. Твой дядя сидит в своей комнате, рядом его слуга, а перед ним стоят его дети”. Какой бы вопрос ему ни задали, он всегда давал ответ. Перед его сознанием не было внешнего «я», и потому оно могло видеть посредством глаз другого человека — дяди или еще кого-либо»39.

Инаят Хан со всей своей суфийской мудростью и поэтичностью возвращает нас в будущее, то есть доносит древнюю, но заново открываемую нами истину, что способность «видеть» изначально присутствует в сознании, а вселенское сознание в один и тот же миг «смотрит» глазами сразу всех существ на земле. Вор может украсть что-либо, спрятать, скрыть ото всех и думать, что никто его не видит; но он не способен укрыться от взгляда того сознания, которое находится в нем самом и смотрит его глазами. Считая себя изолированными от других сознаний, мы как бы отнимаем у единого поля сознания одну часть и называем ее своей, нашим «я», тогда как в действительности все это единое существование.

Если принять гипотезу о существовании единого поля сознания (которое так стремился доказать Эйнштейн), то получается, что каждое действие любого человека (как частицы этого поля) оказывает воздействие на все поле, весь узор, всю симфонию. И здесь встает сакраментальный вопрос: а какое я оказываю воздействие, насколько экологично мое сознание? Ведь сказал же индийский поэт: «Что я назову своим “я”? Все, что я вижу — Твое (Единого — Н.У.); тело, ум, душа — все это Твое. Ты есть, меня нет». Инаят Хан уподобляет сознание зеркалу, которое отражает реалии. Чистое («экологичное») зеркало отражает реалии неискаженно, истинно, а замутненное, грязное или не в фокусе — искажает (если мы воткнем в реку палку, вода исказит ее и будет казаться, что она непрямая, тогда как палка и в воде остается прямой), то есть отражает частично. Если зеркало большое, оно отражает большее пространство, то есть у нас больше точек наблюдения, из которых мы можем выбирать, и наоборот.

Индийский Учитель XX века Шри Ауробиндо Гхош рассматривает работу сознания в синтезе с его инструментами, через которые оно проявляется. Инструменты — это умственное существо, которое вырабатывает мысли, эмоциональное существо, которое поставляет силу действия, и физическое существо, которое действует. Тело, говорит Мастер, есть наружный инструмент, а ум, включая эмоциональный элемент — внутренний инструмент сознания. Шри Ауробиндо дает вдохновляющий ответ на вопрос об «экологичном» сознании, когда пишет, что «прежде всего вы должны воспитать ваше сознание, осознать себя, организовать ваше сознание согласно вашим идеалам, но в то же время не пренебрегать инструментами, которые в вашем теле». Ауробиндо исследует и развивает ведическую традицию существования универсального сознания как источника всех индивидуальных сознаний и наличия взаимоотношений его со своими «обособившимися» частями (как целого с частным): «Всевышнее сознание следует своему собственному движению, и если индивидуальное сознание остается необъединенным с ним, не идет за ним или медлит на пути, это создает разъединение». И именно это разъединение со своим источником есть причина всякого страдания.

Итак, сознание имеет как бы 2 зоны: внешнюю и внутреннюю. Обычно в распоряжении человека находится только внешняя зона сознания — пробужденное активное сознание, о котором мы, как правило, осведомлены. Внешнее сознание воспринимает только то, что могут воспринимать органы чувств, зависящие от тела, «небольшим кусочком персонального ума».

«Но за поверхностным проявлением сознания, пишет Ауробиндо, в человеке существует намного более великое, глубокое и сильное внутреннее сознание, которое находится в постоянном контакте со вселенскими планами Ума, Жизни и Материи. Вы выброшены наружу все время, все время живете в таком поверхностном ощущении, как будто вы находитесь снаружи самого себя. Момент, когда вы хотите наблюдать себя чуть-чуть, контролировать себя немного, просто знать, что происходит, обязывает вас удалить, утащить внутрь что-то, что постоянно на поверхности. Это и есть внешнее поверхностное сознание, которое получает все внешние контакты, которое помещает вас в контакт с подобными вибрациями, идущими от других, и это происходит почти вне вас».

Шри Ауробиндо дифференцировал во внутреннем сознании три региона или области: подсознание (лежит ниже, чем наше пробудившееся сознание); засознание (на уровне пробудившегося сознания, но за его порогом); сверхсознание (выше нормального сознания). Подсознание — это та часть сознания, которая невыражена, нерасчленена, неявна и работает ниже всех осознаваемых физических деятельностей. Эта часть сознания удерживает отпечатки прошлого опыта не как восприятие, реакцию или воспоминание, мысль, а как неясное и настойчивое впечатление, проявляющееся как стимулы или привычные движения. Засознание — это сублимальное сознание, которое за наружным умом вмещает внутренний, более глубокий и широкий ум, за внешним витальным — более вместительное и сильное виталическое, за внешним физическим существом — тонкое физическое сознание, более открытое, пластичное и свободное. Выше нормального уровня засознание открывает себя в области сверхсознания, ниже — открывается вниз в области подсознания. Сверхсознание содержит определенные области, которые человек не осознает нормально («измененные состояния сознания» в трансовой психотерапии), они являются источниками более высокой интуиции и вдохновений. Сознание обычно не отделено от умственной и другой деятельности, но оно может быть отделено, т.е. развито. В человеческом существе сознание обычно завернуто, но оно развивает силу отделения (разотождествления) себя. «Для людей, — говорит Шри Ауробиндо, — которые не проникли глубоко в себя, ум и сознание — синонимы; только когда человек начинает более сознавать себя путем роста сознания, тогда можно видеть различные степени, виды, силы сознания: умственного, виталического, физического, душевного (психического), спиритуального». Все самонаблюдения основаны на факте, что человек может разделить себя в сознании на то, что наблюдает, и энергию, что действует. Любой, кто наблюдает собственные мысли, чувства, действия, делает это.

Характеристики проявления сознания, данные Хазратом Инаят Ханом и Шри Ауробиндо, стали источниками следующих, предлагаемых мною характеристик, или способностей, которыми обладает сознание:

— оно не прекращаемо, но не как последовательность того, что было сделано до, а как результат того, что оно постигает в каждый момент;

— оно имеет способность отождествляться и разотождествляться с любым объектом (видеть или не видеть), то есть менять точки наблюдения;

— оно способно к осознанию самого себя и различных частей своего проявления, рефлексии, самонаблюдению;

— оно может окрашиваться мотивационно-ценностными чувствами, эмоциями, ощущениями, мыслями;

— оно может «сжиматься» и «расширяться» и поэтому различается уровнями ясности.

Именно степень и своеобразие развития этих способностей, на мой взгляд, и определяет «экологичность» сознания и выглядит как то, что мы называем жизненной мотивацией человека на различных уровнях бытия (от бессознательных, поверхностно-ситуативных, до глубинно-ценностных, касающихся его внутреннего идеала «я» и переживания мира в целом).

Феномен появления сознания может быть увиден следующим образом (гипотеза):

1. До начала была причина, и полное назначение Причины состояло в создании следствия [См. Библию — «В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог… И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». См. понятие Брахман в индуизме: «безличная абсолютная реальность, основа всего сущего», тождественен Атману, т.е. индивидуальному духу. Брахман описывается исключительно апофатически: то, что вне времени, пространства, слов, образа, нетленное, нестановящееся, немыслимое (им мыслится), невидимое (им видится). В сфере же философской рефлексии Брахман сопоставим с безличным богом философов, с гегелевской абсолютной идеей и т.д. См. понятие Логос у теософов, понятие Абсолют как универсальный принцип в эзотерике и т.д. — Н.У.].

2. В начале и навсегда есть решение, и решение это — БЫТЬ.

3. Первое действие бытийности есть принятие точки наблюдения [появление самосознания — Н.У.].

4. Второе действие бытийности есть распространение взгляда из точки наблюдения к точкам для взгляда — точкам протяженности [появление сознания — Н.У.].

5. Отсюда создается пространство, ибо определение пространства таково: точка наблюдения, имеющая протяженность [viewpoint of dimension]. И назначением точки протяженности является пространство и точка наблюдения.

6. Действие точки протяженности — это достижение и удаление [отождествление и разотождествление — Н.У.].

7. И между точкой наблюдения и точками протяженности есть связь и обмен. Так создаются новые точки протяженности. Так существует коммуникация.

И отсюда есть свет, энергия, жизнь.

Точка наблюдения обладает способностью создавать и принимать решения, обладает волей и независимостью от действия (Пуруша, Дух, чистое  самосознавание, самодостаточность), она может перемещать точки протяженности (точки для взгляда), удалять или приближать их, обозревать, комбинировать, сама изменяться по отношению к своим собственным или другим точкам протяженности, либо точкам наблюдения. Таково происхождение всех законов, связанных с движением. Уровень сознания человека определяет его жизненную мотивацию и определяется фокусом его зеркала, т.е. определенной установленностью его точки наблюдения с точками протяженности, а также чистотой зеркала — заякоренностью от каких-либо точек протяженности или свободой перемещения (удаления и приближения, отождествления и разотождествления) и владения, создания и уничтожения точек протяженности, а следовательно, пространством, временем, энергией, материей. Если точка наблюдения отождествляется с точкой протяженности, которая не может создавать, то она решает, что не может создавать новых точек, пространства и форм, так возникает недостаток в новых точках протяженности (точках видения, взгляда), и становится не видно — тьма. Точки протяженности (формы) могут быть бренными, и поэтому точки наблюдения, якорясь на них, полагают, что они тоже могут быть бренными, — таково происхождение смерти, и всех пар дихотомий (полярностей) — удовольствия и боли, любви и ненависти, мысли, эмоции, усилия, ощущения, притяжения, реальности, коммуникации и т.д. Разрешение любой проблемы состоит в установлении точек наблюдения и точек для взгляда (уровня сознания, или видения и владения), а также в исправлении изобилия или недостатка во всех вещах, приятных или уродливых, посредством восстановления способности точки наблюдения принимать точки для взгляда, создавать и рассоздавать, не обращать внимания, начинать, изменять и останавливать точки протяженности любого типа по смотрению точки наблюдения на трех уровнх [физическом, витальном, ментальном — Н.У.].

Именно этот процесс мы и будем называть «экологизацией» (очищением) сознания. Именно это и является сущностной целью любой духовно-психологической деятельности. Любая внешняя проблема — отражение внутренней установки точки наблюдения с точками для взгляда. Следовательно, решение любой проблемы идет через изменение этого соотношения (субъект-объект), т.е. через изменение жизненной мотивации (уровня сознания). Квантовый психолог, по сути, смотрит, с какими точками для взгляда (объектами, формами, энергиями, временами, пространствами, другими точками наблюдения и т.д.) отождествляет себя субъект (им может выступать как отдельный индивид, так и группа или группы людей, сообщества, нации, в целом человечество как группа и даже жизнь как таковая) и создает условия для разотождествления субъекта (точки наблюдения) с объектами. Таким образом, некую заякоренную часть субъекта мы отчуждаем от себя и делаем объектом, на который можно смотреть, изучать его, изменять, уничтожать, создавать, комбинировать и т.д. Но интересно, что одновременно с процессом разотождествления идет процесс отождествления: переставая быть чем-то одним, мы автоматически или сознательно становимся другим — ибо процесс сознания непрекращаем, пока есть что отражать. Насколько человек может сознательно отождествлять себя с тем, чем он хочет стать, настолько он сознателен в управлении своей жизненной мотиваций, сознанием-зеркалом. И у каждого свой индивидуальный механизм. Мало того, сама точка наблюдения (субъект) может менять себя и становиться другой точкой наблюдения, которая делает объектом старую точку наблюдения (самоосознавание), делая свое зеркало (сознание) более чистым и неискаженным, пока, наконец, не сольется в океане истинного восприятия с тем, что Шри Ауробиндо вслед за Ведами называет «Всевышним сознанием», «Истиной» (но можно называть как угодно), не теряя чистоты своего сознания, и тем избавится от причин страданий. Причем Всевышнего (Брахмана) в его проявлении можно определить как совокупность всех возможных точек наблюдения, способных как проявляться, так и не проявляться и владеть всеми возможными точками для взгляда. Следовательно, то, что «хорошо», определяется точкой зрения наблюдателя, и то же условие существует и для «плохого». Гипотеза , согласно которой каждое индивидуальное сознание по принципу голограммы представляет собой пусть микроскопическую, но точную модель источника, то, частью чего она является (принцип «матрешка в матрешке» — вложенности миров) — уже активно перестает быть просто гипотезой.

Из чего складывается характер человека, или, перефразируя вопрос, что влияет на повторяющиеся проявления человека? Именно определенный, закрепленный набор отождествлений точки наблюдения с точками для взгляда. Откуда он происходит? Следует учесть, что человек приходит в эту жизнь как определенная точка или точки наблюдения (некие врожденные способности, качества, определяющиеся его предыдущим бытием со множеством неизвестных нам факторов), и именно он создает (или отождествляет с собой уже существующие) точки для взгляда (объекты): генетическую сущность, и витальные, и ментальные характеристики с их особенностями. Как правило, человек отождествляется с ними (хотя есть люди, например, Далай-Ламы на Тибете, которые помнят себя с другим набором точек для взгляда — другие состояния и воплощения). При рождении эти точки для взгляда становятся точками наблюдения (при отождествлении), а окружающая среда — точками для взгляда. Человечество в целом, если принять его как единую точку наблюдения, накопило много заякоренных точек для взгляда, вытесненных, возможно, в ту область сознания, которую Юнг называет «коллективным бессознательным», и одновременно оно обладает огромным потенциалом еще «необработанного» материала в той области сознания, которую Шри Ауробиндо называет «сверхсознанием». Такая перспектива во все стороны при наличии полюсов (бессознательное-сверхсознательное) дает возможность течь току изменений, и манифестация, поддерживаемая универсальной точкой наблюдения «Быть» (волей), продолжается.

Уровень сознания человека определяется его способностью владеть точками для взгляда. Понятие владеть (обладать) включает в себя способность оперировать этими точками — по намерению отождествляться или разотождествляться с ними, изменять их и т.д. Чем более высок уровень сознания (чем более сознание экологично), чем менее выражен у человека определенный характер (набор заякоренных отношений точек наблюдения и точек для взгляда), тем более он свободен как индивидуальность. Как правило, тогда человек становится заинтересован в выживании всей системы человечества и начинает работать с характером человечества (бессознательным пластом психики человечества, его тождествами). Например, когда-то люди были отождествлены с идеей (точка для взгляда), что земля плоская или что вокруг нее вращаются планеты и солнце (геоцентрическая система), пока не пришел некто с более чистым зеркалом сознания (Коперник, Галилей, Джордано Бруно) и разотождествился с этой идеей, предложив другую точку для взгляда, так как имел более высокий уровень сознания и, соответственно, более экологичную жизненную мотивацию, более свободно оперировал точками для взгляда, имел их больше, а, следовательно, и видел больше. Смерть — это просто тождество человечества с точкой для взгляда под названием «тело» или «генетическая сущность».

Каждая духовно-психологическая школа выходит именно на этот процесс изменения взаимодействия точки наблюдения (субъекта) и точек для взгляда (объектов), в каком бы виде ни представлялись эти точки для взгляда: в виде бессознательной сферы психики, как мышление, сознавание, в виде эмоций и чувств, как сенсорно-перцептивные проявления и их семиотическое, языковое воспроизведение, как человеческое тело и процессы в нем и т.д. Квантовая психология (интегральная психопластика) синтезирует их все.

Цели этих школ, философии и йогических практик едины. Освобождать, содействовать развитию свободы, сознавания, умения слушать и игнорировать, различать манипуляции, игры, телесные корреляты, распознавать ограничения, устранять неконгруэнтность, содействовать процессу поиска и нахождения, мужеству быть — все эти действия обучают обладанию большим количеством точек для взгляда (материя, форма, пространство, энергия), изменяя жизненную мотивацию в сторону большей экологичности сознания.

Это происходит путем осознания (высвобождения из заякоренных точек для взгляда) и выговаривания (приведения в настоящий момент). Все, что необходимо — это сдвиг сознания в восприятии себя (изменение или создание новых точек наблюдения). И заключается он не в прошлом или в будущем, а в том, что есть в данную минуту, здесь и теперь, и, возможно, испытать восторг существования. Гештальт — это прямое осознание себя и окружающего в данный момент времени без всякого оценивания (приведение всех точек в настоящий момент с последующим инсайтом). Дзэнский мистик Хьякуджо говорил своим ученикам: «Когда вы потеряете свою голову, немедленно приходите ко мне. Когда вы начнете чувствовать, что у вас нет головы, не пугайтесь — немедленно приходите ко мне. Это и есть правильный момент. Тогда вас можно чему-либо научить». Об этом же говорит Раджниш (Ошо) в своих комментариях учений дзэна, тантры, дао и других.

То, что происходит в сессии с квантовым психологом — это изменение связей точек наблюдения с точками для взгляда.

Или мы можем концентрировать свое внимание на ограничениях в модели мира, которые приводят к тому, что субъект оказывается стесненным в выборе своих действий (малое количество точек для взгляда, заякоренность на них). Не понимая или не чувствуя подлинных причин, связующих явления, процессы и события окружающей реальности, человек считает некую взаимосвязь (точку для взгляда) имманентно присущей миру и придает ей статус объективного фактора (отождествление с точкой для взгляда). Задача квантового психолога состоит в том, чтобы расширить и дополнить модель картины мира человека, открыть новые возможности выбора (увеличение количества смыслов в любой пространственно-временной единице). Для этого необходимо хорошо представлять себе, как именно возникают различия между конкретным опытом и его вербализацией.

Квантовый психолог уже знает, что слова и вещи суть одни и те же объекты, рассматриваемые с противоположных точек зрения. Только для клиента они выглядят взаимоисключающими, а у ведущего сессию — как взаимодополняющие и взаимозаменяемые (проработанное РКП — реальность, коммуникация, принятие). Тот, кто ведет процессинг, владеет множеством точек наблюдения и точек для взгляда, которые может создавать, изменять, убирать, и свободно перемещается в создаваемых или принимаемых как реальность пространствах и временах.

Психопластик также может выводить себя и клиента в те измененные состояния сознания (сверхсознание), в которых происходит изменение характеристик времени и пространства, к которых модель мира может полностью видоизменяться. Ченнелинговая коммуникация в интегральной психопластике обычно имеет три этапа: с помощью метафор и образного языка сознание клиента получает из своего внутреннего мира разнообразную информацию, нередко противоречивую для логики, что способствует частичному отключению привычного механизма рассуждений; второй этап состоит из постепенной проработки новых смыслов, их естественным проникновением в ценностно-смысловые структуры сознания; на третьем этапе происходит трансформация новых точек видения в картину мира, изменяя старые смысловые структуры и из взаимосвязи, возможен инсайт.

В качестве иллюстрации я приведу небольшой отрывок процесса из своей практики. Клиентка (К.) 40 лет, обратилась ко мне (Н.) с жалобой на хронические соматические ощущения удушья в области шеи.

 

Н. Какую часть тела трудно расслабить?

К. Ощущение сжатия в области горла (осевшим голосом).

Н. Опиши это сжатие.

К. Это похоже на ручку серпа, серого цвета, очень твердое.

Н. Что ты сейчас чувствуешь по отношению к нему?

К. Страх.

Н. Тебе сейчас хочется что-нибудь сделать?

К. Освободиться от него (глубокий вздох).

Н. Что серп сейчас хочет от тебя?

К. Очиститься от меня, пройти через мою плоть… (содрогания различных частей тела).

Н. Он еще что-то хочет?

К. Крови.

Н. Если ты дашь ему возможность пройти через себя, что он будет чувствовать?

К. Свободу.

Н. Я чувствую, что тебе предстоит принять осознанное решение: позволить или нет ему пройти через себя.

К. Он уже проходит, я стараюсь сделать свое тело мягким.

Н. Посмотри, что будет дальше.

К. Серп превращается в сверкающий меч.

Н. Он получил свободу?

К. Ему этого мало.

Н. Ему еще чего-то не хватает?

К. Он чувствует, что я его боюсь.

Н. В какой части тела находится этот страх?

К. Это как подкова в груди. Ой, она потерянная, ее надо вернуть, она хочет вернуться на свое место. Ей неудобно.

Н. Знает ли она свое место?

К. Да, вот образ лошади, которая потеряла эту подкову — ой, а на ней всадник с этим мечом. Он встает с лошади, но отвлекается… (продолжительная пауза, дыхание затрудненное, иногда со свистом).

Н. У тебя затруднено дыхание, что ты сейчас чувствуещь, что происходит?

К. Всадник говорит, что он не хочет черной работы. Он говорит, что он — романтик.

Н. Хочешь ли ты сейчас стать этим всадником?

К. Я уже стала им, он — частичка меня.

Н. Почувствуй, какая часть тела у него наиболее напряжена, где находится в теле нежелание работать.

К. Очень давит лоб, как будто обруч, ой, а ведь он золотистый!

Н. Что обруч чувствует, когда давит на тебя?

К. Собранность. Он хочет собрать меня.

Н. Что ты чувствуешь по отношению к нему?

К. Обруч превращается в венок на статуе Свободы, он как солнце. Он входит в тело — как лепестки раскрываются. На меня будто вода голубая льется и проникает все мое тело.

Н. Что ты сейчас чувствуешь?

К. Вода как бы очищает все тело внутри. Какие-то толчки в позвоночнике, будто фонтанчики выбрызгиваются из тела. (продолжительная пауза)

Н. Какие ощущения в том месте, где был серп?

К. Удушье мягче, подкова рассасывается, но медленно.

Н. Что делает всадник?

К. Берет подкову и ставит лошади. Он говорит, что никогда и не боялся черной работы.

Н. Что чувствует подкова?

К. Удовлетворение.

Н. Какие ощущение в том месте, где был серп?

К. Что-то еще душит. Там колючий шарик цвета асфальта.

Н. Что он хочет?

К. Очищения. Шарик сливается с солнышком. Он дает мне послание: «Невыразимого нет, не бойся выражать и говорить. Ты все можешь выразить». Я вижу светильник на цепочке, а в нем солнышко (глаза увлажняются).

Н. Что ты чувствуешь сейчас, что хочется сделать, сказать?

К. В горле горячий пульс, немного трясет тело. Хочется просто тихо посидеть в мире».

 

В данном случае клиентка уже была достаточно подготовлена для пластичных внутренних изменений. Произошло разотождествление с якорными точками для взгляда — серп (соматика), подкова (страх) и т.д. и свободное управление ими (трансформация). Подразумевается, что человек уже имеет в себе все внутренние ресурсы, которые может высвободить по своему намерению (готовности).

Таким образом мы видим, что квантовая психология занимается освобождением, изменением, созданием, разотождествлением, т.е. управлением точками для взгляда и точками наблюдения, т.е. работает с сознанием человека, определяющим его жизненную мотивацию.

 

Автор статьи — НАТАЛЬЯ УСАЧЕВА

 

Оставить комментарий

Your email address will not be published.