Голографическая вселенная
Майкл Талбот «Р“олографическая вселенная»
(отрывки)
Путь, приведший Бома к уверенности в том, что вселенная структурирована наподобие голограммы, начинался у самого истока представлений о материи, с мира элементарных частиц.
Одно из поразительных открытий, к которому пришли физики-атомщики, заключалось в том, что если разбивать материю на все более мелкие части, то можно в конце концов достичь предела, за которым эти части — электроны, протоны и т.д. — не обладают более признаками объекта. Например, большинство из нас представляет себе электрон в виде вращающейся маленькой сферы или мячика, но нет ничего более далекого от истины. Хотя электрон иногда может вести себя как сосредоточенная небольшая частица, физики обнаружили, что он в буквальном смысле не обладает протяженностью. Большинству из нас это трудно себе представить, поскольку все на нашем уровне существования имеет протяженность. Ртем не менее, если вы попытаетесь измерить ширину электрона, вы столкнетесь с неразрешимой задачей. Просто электрон не является объектом, в том смысле, который мы ему приписываем.
Еще одно важное открытие, сделанное физиками, состоит в том, что электрон может проявлять себя и как частица, и как волна.Вероятно, самое удивительное свойство этих частиц заключается в том, что кванты проявляются как частицы, только когда мы смотрим на них. Например, когда электрон не наблюдаем, он всегда проявляет себя как волна, что подтверждается экспериментами.
С такой же ситуацией столкнулись физики-атомщики, когда впервые наблюдали процесс собирания квантов в частицы.
Физик Ник Герберт, поддерживающий эту теорию, говорит, что иногда ему кажется, что за его спиной мир «всегда загадочен и неясен, и представляет собой беспрерывно текущий квантовый суп». Но когда он оборачивается и пытается увидеть этот «суп», его взор «замораживает» содержимое «супа», и видится лишь привычная картина. Герберт считает, что мы немного похожи на легендарного Мидаса, который никогда не испытал мягкость шелка в ответ на прикосновение человеческой руки, поскольку все, к чему он прикасался, тотчас превращалось в золото.
Предположение Рѕ такой СЃРІСЏР·Рё было сделано РѕРґРЅРёРј РёР· отцов-основателей квантовой физики Нильсом Бором. Бор указал РЅР° то, что если элементарные частицы существуют только РІ присутствии наблюдателя, тогда бессмысленно говорить Рѕ существовании, свойствах Рё характеристиках частиц РґРѕ РёС… наблюдения. Рто вызвало СЂРѕРїРѕС‚ Сѓ РјРЅРѕРіРёС… физиков, поскольку наука РІ значительной степени основывалась РЅР° свойствах явлений «объективного мира». РќРѕ если теперь оказалось, что свойства материи зависят РѕС‚ самого акта наблюдения, то что ожидало впереди РІСЃСЋ науку?
В лаборатории Бом начал проводить серьезные исследования в области плазмы. Плазма — это газ, состоящий из большого количества электронов и положительно заряженных ионов и атомов. К своему удивлению, Бом обнаружил, что, будучи в плазме, электроны перестают вести себя как отдельные частицы и становятся частью коллективного целого. В то время как индивидуальные движения электронов имели случайный характер, большое количество электронов приводило к эффектам, носившим удивительно организованный характер. Подобно некой амебе, плазма постоянно регенерировала сама себя и окружала оболочкой все инородные тела — она вела себя аналогично живому организму, когда в его клетку попадает инородное вещество [4]. Бом был настолько поражен органическими свойствами плазмы, что часто представлял электронное море как «живое существо» .
Бом попытался найти рабочую альтернативу отстаиваемой Бором интерпретации реальности. РћРЅ начал СЃ того, что предположил: частицы наподобие электронов действительно существуют РІ отсутствие наблюдателей. РћРЅ также предположил, что Р·Р° пределами Р±РѕСЂРѕРІСЃРєРѕР№ реальности существует более глубокая реальность РЅР° субквантовом СѓСЂРѕРІРЅРµ, ожидающая ее открытия наукой. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· этих гипотез, Бом увидел, что простым постулированием существования поля РЅРѕРІРѕРіРѕ вида — поля РЅР° субквантовом уровне — РѕРЅ может объяснить открытия РІ квантовой физике СЃ таким Р¶Рµ успехом, что Рё Бор. Бом назвал СЃРІРѕРµ РЅРѕРІРѕРµ гипотетическое полеквантовым потенциалом Рё предположил, что, как Рё гравитация, РѕРЅРѕ пронизывает РІСЃРµ пространство. Однако РІ отличие РѕС‚ гравитационных, магнитных Рё РґСЂСѓРіРёС… полей его действие РЅРµ ослабевает СЃ расстоянием. Несмотря РЅР° довольно тонкую РїСЂРёСЂРѕРґСѓ РЅРѕРІРѕРіРѕ поля, его сила распределена равномерно РїРѕ всему пространству.
Рта гипотеза также объясняла, каким образом электроны РІ плазме (Рё РґСЂСѓРіРёС… особых состояниях, таких как сверхпроводимость) могли вести себя как единое целое. Как указывает Бом, такие «электроны РЅРµ рассеиваются, потому как благодаря действию квантового потенциала РІСЃСЏ система приобретает координированное движение — это РјРѕР¶РЅРѕ сравнить СЃ балетом, РІ котором танцоры движутся СЃРёРЅС…СЂРѕРЅРЅРѕ РІ отличие РѕС‚ неорганизованной толпы». Р РѕРЅ СЃРЅРѕРІР° отмечает: «Такие квантовые целые состояния больше напоминают организованное поведение частей Р¶РёРІРѕРіРѕ существа, чем функционирование отдельных частей машины» [6].
Еще более удивительное свойство квантового потенциала заключается в его связи с локализацией. На уровне нашего обычного опыта вещи обладают вполне конкретной локализацией, однако, в интерпретации Бома, на субквантовом уровне, то есть уровне, на котором работает квантовый потенциал, локализация отсутствует. Все точки пространства становятся едиными, и говорить о пространственном разделении становится бессмысленным. Физики называют такое свойство пространства «нелокальностью».
Действительно, поскольку квантовый потенциал пронизывает все пространство, все частицы имеют нелокальную взаимосвязь. Картина реальности, которую раскрывал Бом, все более становилась похожа не на отдельное существование разрозненных элементарных частиц, движущихся в вакууме, но на непрерывную паутину событий, уложенных в пространство, которое само обладает такой же реальностью и разнообразием, как и материя, движущаяся сквозь него.
РџРѕ мере того как Бом РІСЃРµ более углублялся РІ изучаемый предмет, РѕРЅ стал понимать, что существуют различные степени РїРѕСЂСЏРґРєР°. Некоторые вещи более упорядоченны, чем РґСЂСѓРіРёРµ, причем иерархия РїРѕСЂСЏРґРєР° бесконечна РІРѕ вселенной. РР· этого Бом сделал вывод, что то, что нам кажется неупорядоченным, РІРѕРІСЃРµ может Рё РЅРµ являться таковым. Р’РѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, РїРѕСЂСЏРґРѕРє этих вещей имеет «такую бесконечно большую величину», что РѕРЅРё только кажутся беспорядочными (интересно, что математики РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ определить случайность, Рё хотя некоторые последовательности чисел классифицируются как случайные, это только допущение).
Чем больше Бом думал об этом феномене, тем более он убеждался в том, что вселенная фактически использует голографический принцип в своей работе, да и сама представляет своего рода огромную, плавающую голограмму.
Одно из самых революционных предположений Бома заключается в том, что наша осязаемая повседневная реальность на самом деле — всего лишь иллюзия, наподобие голографического изображения. Под ней находится более глубокий порядок бытия — беспредельный и изначальный уровень реальности, — из которого рождаются все объекты и, в том числе, видимость нашего физического мира аналогично тому, как из кусочка голографической пленки рождается голограмма. Бом называет этот глубинный уровень реальности импликативным (то есть «скрытым») порядком, в то время как наш собственный уровень существования он определяет как экспликативный, или раскрытый порядок.
Бом использует эти термины потому, что видит проявление всех форм во вселенной как результат бесконечного процесса свертывания и развертывания между двумя порядками. Например, Бом считает, что электрон — это не отдельный объект, а полнота (totality), или множество, возникшее в результате свертывания пространства. Когда прибор определяет присутствие отдельного электрона, это происходит потому, что в данный момент проявляется только один аспект электронного множества, аналогично тому, как чернильная капля обнаруживается из глицеринового пятна. Если электрон кажется движущимся, это вызвано непрерывной серией таких свертываний и развертываний.
Другими словами, электроны и все другие частицы — не более материальны и постоянны, чем форма, принимаемая гейзером, когда он фонтанирует из земли. Они поддерживаются непрерывным притоком из импликативного порядка, и когда частица предстает перед нами как распадающаяся, на самом деле она никуда не девается. Она просто свертывается обратно в глубинный порядок, откуда произошла. Кусочек голографической пленки и ее изображение являются таким же примером существования импликативного и экспликативного порядка. Пленка содержит импликативный порядок, потому как изображение, закодированное в интерференционных паттернах, — это скрытая полнота, свернутая в пространстве. Голограмма, проецируемая пленкой, имеет экспликативный порядок, поскольку представляет развернутую и видимую версию изображения.
Постоянный Рё динамический обмен между РґРІСѓРјСЏ порядками объясняет, как частицы, такие как электрон РІ атоме позитрония, РјРѕРіСѓС‚ превращаться РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ типа РІ РґСЂСѓРіРѕР№. Такие превращения РјРѕР¶РЅРѕ рассматривать как свертывание, скажем, электрона обратно РІ импликативный РїРѕСЂСЏРґРѕРє Рё развертывание фотона РЅР° его месте. Рто также объясняет, каким образом квант может проявляться РІ РІРёРґРµ либо частицы, либо волны. Согласно Бому, РѕР±Р° аспекта всегда присутствуют РІ свернутом РІРёРґРµ РІРѕ всем множестве кванта, РЅРѕ СЃРїРѕСЃРѕР± взаимодействия наблюдателя СЃ этим множеством определяет, какой аспект проявится, Р° какой останется скрытым. РџРѕ сути, роль, которую играет наблюдатель РІ определении формы кванта, оказывается РЅРµ более загадочной, чем приемы ювелира, открывающего ту или РёРЅСѓСЋ грань драгоценного камня. Поскольку термин «голограмма» обычно относится Рє статичному изображению Рё РЅРµ передает динамику Рё активный характер бесконечных свертываний Рё развертываний, непрерывно создающих нашу вселенную, Бом предпочитает определять вселенную РЅРµ как голограмму, Р° как «голодинамику» (holomovement).
Наиболее захватывающим является развитие Бомом идей Рѕ полноте, или целостности (wholeness). Поскольку РІСЃРµ РІ РєРѕСЃРјРѕСЃРµ состоит РёР· непрерывной голографической ткани, пропитанной импликативным РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј, бессмысленно, согласно Бому, говорить Рѕ вселенной, состоящей РёР· «частей»; так Р¶Рµ бессмысленно было Р±С‹ говорить Рѕ независимо существующих формах гейзера, выходящих РёР· РѕРґРЅРѕР№ скважины. Рлектрон более РЅРµ является «элементарной частицей». Рто просто РёРјСЏ, присвоенное некоторому аспекту голодинамики. Разделение реальности РЅР° части Рё затем присвоение имен этим частям всегда произвольно, всегда условно, поскольку элементарные частицы, как Рё РІСЃРµ РІРѕ вселенной, существуют РЅРµ более независимо РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР°, чем элементы орнамента РЅР° РєРѕРІСЂРµ.
Бом делает еще один гигантский шаг вперед. Он говорит, что все во вселенной — часть континуума. Несмотря на кажущуюся разделенность вещей на экспликативном уровне, все представляет собой непрерывно распределенную реальность, в конце концов заканчивающуюся тем, что импликативные и экспликативные порядки сливаются друг с другом.
Бом предупреждает: это не значит, что вселенная — гигантская неразличимая масса. Вещи могут быть частью неделимого целого и в то же время обладать уникальными качествами. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, он обращает наше внимание на небольшие водовороты и вихри, часто образующиеся в реке. На первый взгляд такие водовороты кажутся независимыми и обладают индивидуальными характеристиками, такими как величина, скорость и направление вращения и т.д. Но при внимательном рассмотрении оказывается невозможным определить, где заканчивается данный водоворот и начинается река. Таким образом, Бом не считает, что говорить о различии между «вещами» бессмысленно. Он просто хочет, чтобы мы постоянно сознавали, что различные аспекты голодинамики, то есть так называемые «вещи», — всего лишь абстракция, способ, с помощью которого наше сознание выделяет данные аспекты. Вместо того чтобы называть различные аспекты голодинамики «вещами», он предпочитает использовать определение «относительно независимые подмножества» [10].
Ртак, Бом считает, что наша всеобщая привычка разбивать РјРёСЂ РЅР° части Рё игнорировать динамическую взаимосвязь всех вещей порождает РјРЅРѕРіРёРµ наши проблемы, РЅРµ только РІ науке, РЅРѕ Рё РІ личной Рё общественной Р¶РёР·РЅРё.
Поскольку все вещи являются аспектами голодинамики, он полагает, что нет смысла говорить о взаимодействующих сознании и материи. В некотором смысле наблюдатель и есть само наблюдаемое. Наблюдатель также — измерительный прибор, экспериментальные результаты, лаборатория и ветерок, дующий за стенами лаборатории. Фактически, Бом считает, что сознание — это более тонкая форма материи, и основа для ее взаимодействия с другими формами материи лежит не на нашем уровне реальности, а в глубинном импликативном порядке. Сознание присутствует в разных степенях свертывания и развертывания во всей материи — вот почему плазма, например, обладает некоторыми признаками живого существа. Как говорит Бом: «Способность формы быть динамичной — это наиболее характерный признак сознания, и мы уже видим нечто сознательное в поведении электрона» [11].
Подобным образом он считает, что разделение вселенной на живые и неживые объекты не имеет смысла. Одушевленная и неодушевленная материя неразрывно связаны друг с другом, и жизнь находится в скрытом состоянии во всей вселенной. Даже камень в некотором смысле живой, говорит Бом, поскольку жизнь и интеллект присутствуют не только в материи, но и в «энергии», «пространстве», «времени», во «всей ткани вселенной» и во всем остальном, что мы абстрактно выделяем из голодинамики и ошибочно рассматриваем как независимо существующие объекты.
Рдея Рѕ том, что сознание Рё Р¶РёР·РЅСЊ (Рё, РїРѕ существу, РІСЃРµ РІРѕ вселенной) суть свернутые РІРѕ вселенной множества, имеет потрясающие следствия. РџРѕРґРѕР±РЅРѕ тому как каждый кусочек голограммы содержит РІ себе изображение целого, каждая часть вселенной содержит РІ себе РІСЃСЋ вселенную. Рто значит, что, если Р±С‹ РјС‹ знали, как пользоваться этим свойством, РјС‹ могли Р±С‹ обнаружить галактику Андромеды РЅР° мизинце своей левой СЂСѓРєРё.
Если наша вселенная — всего лишь бледная тень более глубокого порядка, что же лежит спрятанным в изначальной основе нашей реальности? Бом предположил следующее. Согласно нашему современному пониманию физики, каждый участок космоса пронизывается различными видами полей, состоящих из волн различной длины. Каждая волна обладает некоторой энергией. Когда физики подсчитали минимальное количество энергии, которое может нести волна, они обнаружили, что каждый кубический сантиметр вакуума содержит больше энергии, чем вся энергия всей материи во всей наблюдаемой вселенной!
Взгляды Бома на то, что пространство реально и в нем происходит множество процессов, как и в движущейся через него материи, получают свое развитие в его идеях об импликативном океане энергии. Материя не существует независимо от этого океана, от так называемого пустого пространства. Она является частью пространства.
Бом считает, что то Р¶Рµ справедливо Рё для нашего СѓСЂРѕРІРЅСЏ существования. Пространство РЅРµ пустое. РћРЅРѕ заполнено РІ противоположность вакууму Рё является РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ существования всего сущего, включая Рё меня СЃ вами. Вселенная неотделима РѕС‚ этого космического океана энергии Рё выступает как СЂСЏР±СЊ РЅР° его поверхности, сравнительно незначительный «паттерн возбуждения» среди невообразимо РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРіРѕ океана. В«Ртот паттерн возбуждения относительно автономен Рё РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ относительно устойчивые Рё повторяющиеся видимые проекции РІ нашем трехмерном экспликативном порядке», — утверждает Бом [12]. Другими словами, несмотря РЅР° СЃРІРѕСЋ РІРёРґРёРјСѓСЋ материальность Рё огромные размеры, вселенная РЅРµ существует сама РїРѕ себе, Р° всего лишь отпрыск того, что неизмеримо больше Рё загадочней ее. Более того, РѕРЅР° даже РЅРµ является РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРЅРѕР№ этого неизмеримого нечто, РѕРЅР° лишь мимолетная тень, дальний отголосок более грандиозной реальности.
Рто бесконечное РјРѕСЂРµ энергии — РЅРµ единственная сущность, спрятанная РІ импликативном РїРѕСЂСЏРґРєРµ. Поскольку импликативный РїРѕСЂСЏРґРѕРє является РѕСЃРЅРѕРІРѕР№, произведшей РЅР° свет РІСЃРµ сущее, РѕРЅР° должна РїРѕ крайней мере содержать каждую элементарную частицу, которая была или будет; каждую РІРѕР·РјРѕР¶РЅСѓСЋ конфигурацию материи, энергии, Р¶РёР·РЅРё Рё сознания, РѕС‚ квазаров РґРѕ стихов Шекспира, РѕС‚ РґРІРѕР№РЅРѕР№ спирали ДНК РґРѕ СЃРёР», контролирующих размеры Рё формы галактик. Рдаже это РЅРµ РІСЃРµ. Как полагает Бом, нет основания считать, что РЅР° импликативном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІСЃРµ заканчивается. Р—Р° РЅРёРј РјРѕРіСѓС‚ следовать РґСЂСѓРіРёРµ немыслимые РїРѕСЂСЏРґРєРё, бесконечные РІ своем развитии.
Если соединить теории Бома и Прибрама, мы получим радикально новый взгляд на мир: наш мозг математически конструирует объективную реальность путем обработки частот, пришедших из другого измерения — более глубокого порядка существования, находящегося за пределами пространства и времени. Мозг — это голограмма, свернутая в голографической вселенной.
Для Прибрама данный синтез означал, что объективный мир не существует — по крайней мере в том виде, к которому мы привыкли. За пределами привычного мира находится огромный океан волн и частот, в то время как реальность выглядит вполне конкретной только благодаря тому, что наш мозг преобразует голографические пятна в палки, камни и другие знакомые объекты, составляющие наш мир. Как мозгу (который сам состоит из частот материи) удается из таких нематериальных сущностей, как частотное пятно, синтезировать нечто, кажущееся твердым на ощупь? «Математический процесс, который Бекеши смоделировал с помощью своих вибраторов, является основополагающим для понимания того, как наш мозг конструирует образ внешнего мира», — утверждает Прибрам [17]. Другими словами, гладкая поверхность фарфоровой чашки и ощущение песка на берегу под ногами на самом деле всего лишь утонченная версия синдрома фантомных болей.
РњС‹ тоже обладаем РґРІСѓРјСЏ совершенно различными аспектами нашей реальности. РњС‹ можем рассматривать себя как физические тела, движущиеся СЃРєРІРѕР·СЊ пространство. Рли РјС‹ можем рассматривать себя как пятна интерференционных паттернов, свернутых РІ космической голограмме. Бом считает, что вторая точка зрения может быть даже более верной, поскольку рассматривать себя как голографический РјРѕР·Рі, смотрящий РЅР° голографическую вселенную, — это СЃРЅРѕРІР° абстракция, попытка разделить РґРІР° объекта, которые РІ принципе РЅРµ разделяются .
Трудность восприятия идей Бома и Прибрама также свидетельствуют о радикализме их подхода. Утверждение Прибрама о том, что наш мозг сам конструирует объекты, бледнеет перед еще одним выводом Бома: мы сами конструируем пространство и время [20]. Мы изучим далее следствия из этого вывода, обратившись к работам других исследователей, попавших под влияние идей Прибрама и Бома.